Гарантия качества высшего образования в Европе

Основой систем гарантии качества высшего образования в Европе сегодня являются Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве, например, ссылка, разработанные Европейской Ассоциацией Гарантии Качества в высшем образовании (ENQA – European Association for Quality Assurance of Higher Education, ссылка.

ENQA – это наиболее авторитетная европейская организация, координирующая работу по созданию системы гарантии качества высшего образования в рамках Болонского процесса и определяющая вектор развития для систем аккредитации вузов во всех странах Европы. ENQA была создана в 2000 г. в результате европейских проектов в области качества образования и на основании рекомендаций Европейского Совета. Основная цель деятельности ENQA – содействие европейскому сотрудничеству в области гарантии качества в высшем образовании и распространение информации и опыта среди своих членов и заинтересованных сторон, повышение культуры качества в вузах Европы.

Членство в организации открыто для агентств гарантии качества стран, подписавших Болонскую декларацию. К настоящему времени в составе ENQA 51 агентство и организации из 29 стран, еще 57 организаций имеет аффилированный статус.

ENQA позиционирует себя как политический наднациональный орган, разрабатывающий и утверждающий стандарты, процедуры и руководства в области гарантии качества высшего образования в Европе (национального и транснационального). Сеть взаимодействует с европейскими организациями, созданными в рамках соглашений министров образования европейских стран.

ESG содержат стандарты и рекомендации:

1) к внутренней гарантии качества (применимы для организаций, реализующих программы высшего образования);

2) внешней гарантии качества (являются основой для процедур, используемых аккредитационными агентствами);

3) деятельности агентств по гарантии качества (используются для принятия решения о членстве агентства в ENQA).

Перечень европейских стандартов для гарантии качества
Часть 1: Стандарты для внутренней гарантии качества

1.1 Политика гарантии качества. Образовательные учреждения должны иметь политику гарантии качества, которая доступна для общественности и является частью их стратегического управления. Внутренние заинтересованные стороны должны разработать и реализовать эту политику с помощью соответствующих структур и механизмов, привлекая к ним внешние заинтересованные стороны.

1.2 Разработка и утверждение программ. Образовательные учреждения должны иметь механизмы для разработки и утверждения своих программ. Программы должны быть разработаны в соответствии с целями, стоящими перед ними, включая ожидаемые результаты обучения. Квалификация, присваиваемая в результате завершения обучения по программе, должна быть четко определена и озвучена, и должна относиться к соответствующему уровню национальной структуры квалификаций высшего образования и, как следствие, структуры квалификаций Европейского пространства высшего образования.

1.3 Обучение, преподавание и оценка, ориентированные на студента Образовательные учреждения должны гарантировать, что программы реализуются таким образом, чтобы стимулировать студентов к активному участию в создании учебного процесса, и что оценка студентов отражает этот подход.

1.4 Прием, достижения, признание и аттестация студентов. Образовательные учреждения должны последовательно применять заранее разработанные и опубликованные нормативные положения в отношении всех этапов «жизненного цикла» студента, например: прием, достижения, признание и аттестация студентов.

1.5 Преподавательский состав. Образовательные учреждения должны сами гарантировать компетентность своих преподавателей. Они должны использовать честные и прозрачные процедуры набора и профессионального развития персонала.

1.6 Образовательные ресурсы и поддержка студентов. Образовательные учреждения должны иметь соответствующие средства для обучения и преподавательской деятельности и гарантировать обеспеченность учебного процесса достаточными и легкодоступными ресурсами обучения и поддержки студентов.

1.7 Управление информацией. Образовательные учреждения должны гарантировать проведение сбора, анализа и использование соответствующей информации для эффективного управления программами обучения и другими видами деятельности.

1.8 Информирование общественности. Образовательные учреждения должны публиковать четкую, точную, объективную, актуальную и легкодоступную информацию о своей деятельности, в том числе о программах.

1.9 Непрерывный мониторинг и периодическая оценка образовательных программ. Образовательные учреждения должны проводить мониторинг и периодическую оценку своих образовательных программ для обеспечения их соответствия поставленным целям и потребностям студентов и общества. Эта оценка должна способствовать постоянному совершенствованию программ. Любое планируемое или предпринятое действие по результатам оценки должно быть доведено до сведения всех заинтересованных сторон.

1.10 Периодическая внешняя гарантия качества. Образовательные учреждения должны периодически проходить процедуру внешней гарантии качества в соответствии с ESG.

Часть 2: Стандарты и рекомендации для внешней гарантии качества

2.1 Учет внутренней гарантии качества. Внешняя гарантия качества должна принимать во внимание эффективность механизмов внутренней гарантии качества, описанных в части 1 ESG.

2.2 Разработка методики в соответствии с поставленными целями. Процедуры внешней гарантии качества должны быть четко определены и разработаны так, чтобы обеспечить их пригодность в достижении поставленных целей и задач, с учетом соответствующих нормативных требований. Заинтересованные стороны должны принимать участие в их разработке и постоянном совершенствовании.

2.3 Механизмы реализации. Механизмы внешней гарантии качества должны быть объективными, применяемыми на практике, заранее установленными, реализуемыми последовательно и опубликованными. Они включают в себя: • самооценку или эквивалентную ей процедуру; • внешнюю оценку, как правило, с посещением вуза; • отчет по результатам внешней оценки; • последовательный процесс контроля за выполнением рекомендаций.

2.4 Эксперты, привлекаемые к внешней экспертизе. Внешняя гарантия качества должна осуществляться группой внешних экспертов, в состав которой входит представитель(и) студентов.

2.5 Критерии оценки результатов. Любые результаты или выводы, полученные в ходе проведения процедуры внешней гарантии качества, должны основываться на четких и опубликованных критериях, применяемых последовательно, независимо от того, завершится процесс принятием формального решения или нет.

2.6 Отчет. Отчеты экспертов должны публиковаться полностью, быть понятными и доступными для академического сообщества, внешних партнеров и других заинтересованных лиц. Если агентство принимает официальное решение на основе отчетов, оно должно быть опубликовано вместе с отчетом.

2.7 Жалобы и апелляции. Процедура рассмотрения жалоб и апелляций должна быть четко определена в рамках проектирования механизмов внешней гарантии качества и доведена до сведения вузов.

Часть 3: Стандарты и рекомендации для агентств гарантии качества

3.1 Деятельность, политика и процессы гарантии качества. Агентства должны осуществлять деятельность по внешней гарантии качества, описанной в части 2 ESG, на постоянной основе. У них должны быть ясные и четко сформулированные цели и задачи, являющиеся частью их миссии и доступные общественности. Они должны отражаться в повседневной работе агентства. Агентства должны обеспечить привлечение заинтересованных сторон к их управлению и работе.

3.2 Официальный статус. Агентства должны функционировать на законных основаниях и должны быть официально признаны компетентными органами власти как агентства гарантии качества.

3.3 Независимость. Агентства должны быть независимы и действовать автономно. Они должны нести полную ответственность за свою деятельность и результаты этой деятельности, и никакая третья сторона не должна оказывать на них влияние.

3.4 Тематический анализ. Агентства должны регулярно публиковать отчеты, в которых описаны и проанализированы общие выводы о проводимой ими деятельности по внешней гарантии качества.

3.5 Ресурсы. Агентства должны иметь адекватные и достаточные ресурсы, как человеческие, так и финансовые для осуществления своей деятельности.

3.6 Внутренняя гарантия качества и профессиональная этика. Агентства должны иметь действующие механизмы внутренней гарантии качества, связанные с определением, обеспечением и совершенствованием качества и целостности их деятельности.

3.7 Периодическая внешняя экспертиза агентств. Агентства должны проходить внешнюю экспертизу не реже одного раза в пять лет для того, чтобы продемонстрировать свое соответствие ESG.