Круглый стол «Европейский опыт привлечения студентов к процедурам гарантии качества высшего образования» в аккредитационном агентстве FIBAA

21-23 января 2019 года были проведены заседания круглого стола «Европейский опыт привлечения студентов к процедурам гарантии качества высшего образования» в немецком аккредитационном агентстве FIBAA (Foundation for International Business Administration Accreditation, Бонн).

Участники
Foundation for International Business Administration Accreditation, Bonn
Prof. Dr. Kerstin Fink, Managing Director
Lars Weber, Division Head of International and Institutional Procedures
Dr. Tino Shanin (Division Manager Expert Management / FIBAA Consult)
Christopher Bohlens, student representative of the FIBAA expert pool
Franziska Raudonant, German Accreditation Council / student accreditation pool
Anna Hadwiger, Project Manager in Expert Management
Jana Bekker, FIBAA’s special representative
Viktoria Tischanski, Project Manager in Markets and Acquisition

Национальное аккредитационное агентство в сфере образования

Измайлова Лемка Султановна, директор Национального аккредитационного агентства в сфере образования
Петропавловский Михаил Вячеславович, заместитель директора Национального аккредитационного агентства в сфере образования
Бибик Татьяна Казимировна, начальник отдела инновационного развития Национального аккредитационного агентства в сфере образования
Нефедова Ольга Геннадьевна, начальник информационно-методического отдела филиала Национального аккредитационного агентства в сфере образования в г. Йошкар-Оле

Марийский государственный университет

Швецов Михаил Николаевич, ректор Марийского государственного университета
Петрова Ирина Петровна, проректор по международной деятельности Марийского государственного университета
Вахранева Наталья Владимировна, менеджер проектов Марийского государственного университета
Сафин Артур, студент Института экономики управления и финансов 2 курс группа ММ-21
Шарапова Татьяна, студентка факультета иностранных языков 2 курс группа ИЯ-21
Рокина Анастасия, Студентка Электроэнергетического факультета 3 курс группа ЭЭ-31
Рокина Елена, Студентка Электроэнергетического факультета 3 курс группа ЭП-11

Российский союз молодежи

Панарина Дарья, руководитель проектов отдела реализации образовательных программ и развития карьеры
Сивоволова Яна, студентка ФГБОУ ВО «Тверской государственный технический университет»
Чучаева Юлия, студентка ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации

На заседаниях обсуждались следующие вопросы:

  1. сходство и различие процедур аккредитации высшего образования в Германии и России,
  2. особенности участия студентов в экспертных комиссиях при аккредитации FIBAA (включая отбор, работу в комиссии, права и обязанности студентов как экспертов),
  3. порядок формирования Студенческого аккредитационного пула в Германии;
  4. работа студентов в Немецком аккредитационном совете, едином для всех аккредитационных агентств Германии.

Были рассмотрены документы, регламентирующие проведение аккредитации и участие в ней студентов. Рассмотрен практический опыт студентов по участию в экспертизе и работе German Accreditation Council.

Круглый стол «Европейский опыт привлечения студентов к процедурам гарантии качества высшего образования» в вузе Германии

24-26 января 2019 года были проведены заседания круглого стола «Европейский опыт привлечения студентов к процедурам гарантии качества высшего образования» в Университете прикладных наук Hochschule Osnabrück — University of Applied Sciences (г. Оснабрюк, Германия).

Участники
Hochschule Osnabrück — University of Applied Sciences
Prof. Braun von Reinersdorff, Academic Dean, Faculty of Business
Management and Social Science
Jan Frie, Professor
Gehmlich Volker, Professor
Haar Markus, Scientist Assistant
Kammann-Lippelt Fides, Administrative Staff Member
Kaur-Lahrmann Ravinder, Administrative Staff Member
Kohne Lea, Student
Morgret Annika, Administrative Staff Member
Muller Christian, Administrative Staff Member
Muller Gerhard, Administrative Staff Member
Robben Elisa, Student
Wolf Alexander, Assistant Professor

Национальное аккредитационное агентство в сфере образования

Измайлова Лемка Султановна, директор Национального аккредитационного агентства в сфере образования
Петропавловский Михаил Вячеславович, заместитель директора Национального аккредитационного агентства в сфере образования
Бибик Татьяна Казимировна, начальник отдела инновационного развития Национального аккредитационного агентства в сфере образования
Нефедова Ольга Геннадьевна, начальник информационно-методического отдела филиала Национального аккредитационного агентства в сфере образования в г. Йошкар-Оле

Марийский государственный университет

Швецов Михаил Николаевич, ректор Марийского государственного университета
Петрова Ирина Петровна, проректор по международной деятельности Марийского государственного университета
Вахранева Наталья Владимировна, менеджер проектов Марийского государственного университета
Сафин Артур, студент Института экономики управления и финансов, 2 курс группа ММ-21
Шарапова Татьяна, студентка факультета иностранных языков, 2 курс группа ИЯ-21
Рокина Анастасия, Студентка Электроэнергетического факультета, 3 курс группа ЭЭ-31
Рокина Елена, Студентка Электроэнергетического факультета, 1 курс группа ЭП-11

Российский союз молодежи

Панарина Дарья, руководитель проектов отдела реализации образовательных программ и развития карьеры
Сиволова Яна, студентка ФГБОУ ВО «Тверской государственный технический университет»
Чучаева Юлия, студентка ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации

На заседаниях обсуждались следующие вопросы:

  1. внутривузовская система гарантии качества Университета прикладных наук;
  2. работа университетского совета по качеству образования Факультета бизнес-управления и социальных наук Университета прикладных наук (число обучающихся – более 4000 студентов);
  3. содержание и процедура регулярного (один раз в семестр) анкетирования студентов по их удовлетворенности образовательной программой;
  4. гарантия качества дипломных работ, международных образовательных программ;
  5. вопросы признания неформального обучения.
Посмотреть фотографии

Отзывы студентов-участников проекта

Дарья Панарина, руководитель проектов отдела реализации образовательных программ и развития карьеры РСМ
В период с 21 по 26 января 2019 года я стала участником проекта «Европейский опыт привлечения студентов к процедурам гарантии качества высшего образования».

Являясь руководителем Эксперимента «Формы общественного содействия обучающихся процедурам государственной аккредитации», реализуемого Российским Союзом Молодежи совместно с Росаккредагентством, я, безусловно, была заинтересована в получении информации об аналогичных процедурах в другой стране.

В результате прошедших встреч в FIBAA мне удалось ознакомиться не только с системой привлечения студентов к внешней оценке качества (которая в отличии от нашей процедуры – в Германии обязательна), но и с критериями, по которым они работают. Ключевым отличием является субъективный характер критериев в немецкой системе и отсутствие методики доказывания, т.к. всё выясняется через диалог. На мой взгляд, бюрократической российской системе в какой-то мере необходимо перенять опыт не только оценки доказуемых факторов, но и диалогового формата.

Кроме того, в рамках круглых столов в FIBAA я познакомилась с Кристофером Боленсом – студенческим экспертом по аккредитации. Его опыт очень интересен и наполнен очень глубоким содержательным смыслом. Мне бы очень хотелось, чтобы и наши студэксперты с ним пообщались, поэтому в результате знакомства я надеюсь на совместные веб-совещания от Боленса для наших студентов.

Аналогичные совещание мы планируем к реализации и с Анникой Моргрет – руководителем Совета по качеству образования Высшей школы Оснабрюка. Ключевое отличие от российской системы в сфере внутренней оценки – такое же – выстраивание диалогов. Также интересным для перенятия опыта кажется формат корпусов менторов и тьюторов, существующих при Советах по качеству образования.

В целом поездка оказалось продуктивной с понятной пролонгацией эффекта.
Сиволова Яна, студентка ФГБОУ ВО «Тверской государственный технический университет»

С 21 по 26 января в рамках проекта «Европейская гарантия качества для студентов» (EQAS) состоялся визит в головной офис FIBBA в Бонне, а также Университет прикладных наук Оснабрюка. На данное мероприятие меня пригласили в качестве представителя «Российского союза молодежи».

Программа включала два круглых стола в Бонне и Оснабрюке, где мы ознакомились с зарубежными практиками вовлечения студентов в оценку качества образования.

Касаемо аккредитации образовательных программ агентством FIBBA, здесь стоит отметить, что в России и Германии по-разному строится система оценки и аккредитации образовательных программ. Большую роль здесь, конечно, играет менталитет нации, в которой недопустима субъективная оценка. Поэтому в Германии достаточно общего заключения эксперта. Что касается внедрения данной практики, то на данном этапе в соответствии с действующим законодательством в России, единственное, что можно было бы внедрить, так это приложение отчета об общей картине (ситуации), существующей в университете экспертом, в дополнение к обязательным показателям.

Меня впечатлило то, как грамотно была преподнесена информация в Университете прикладных наук Оснабрюка. Это был действительно интересный подход, который стоит взять на заметку и применять в своих выступлениях. Также импонировало отношение к студентам в университете, то, как ценится индивидуальность, что, к сожалению, отлично от российской практики. Соответственно выше уровень качества образования и удовлетворенность студентов.

В целом, это была полезная практика, которая помогла реально взглянуть на существующую ситуацию в сфере оценки качества образования России, увидеть существующие проблемы и решения с помощью различных подходов, применяемых за рубежом. Но здесь стоит отметить, что все упирается в законодательство, без изменений в котором применение зарубежных подходов невозможно.
Чучаева Юлия, студентка ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Для меня участие в проекте «Европейский опыт привлечения студентов к процедурам гарантии качества высшего образования», безусловно, было очень полезным, по многим причинам.

Это знакомство с работой аккредитационного агентства FIBBА, сотрудники которого с удовольствием подробно рассказали о том, как налажена работа агентства, более конкретно как проводится процедура внешней аккредитации. Так как я сама являюсь студенческим экспертом по вопросам аккредитации образовательной деятельности было очень интересно узнать от других студенческих экспертов как проходит процедура аккредитации, подробно ознакомиться с документами, регламентирующими проведение экспертизы, сравнить с теми, по которым проводится экспертиза в Росиии.

По прошествии нескольких дней работы в FIBBA я отметила некоторые моменты, которые могла бы в адаптированном виде включить в работу. Это вопросы, касающиеся проведения самообследования, с целью проанализировать учебный процесс, так же вопрос подготовки студенческих экспертов к процедуре аккредитации.

Так же хочется отметить дальнейшую работу в Университете города Оснабрюк. У нас была возможность познакомиться с деканом и профессорско-преподавательским составом, задать интересующие нас вопросы об учебном процессе, направлениях подготовки, особенностях написания дипломных работ. Так как в своём учебном заведении я являюсь заместителем председателя Молодежного совета по качеству, для меня было очень интересно узнать о том, как аналогичная структура функционирует в данном учебном заведении, какие мероприятия и проекты реализует. Очень заинтересовал Информационный центр, в состав которого входят преподаватели различных специальностей, которые могут консультировать студентов по сложным для понимания вопросам. Мне кажется, это очень эффективный способ повысить заинтересованность студентов в изучении того или иного предмета. Хочется отметить корпус тьютеров, который так же является одним из проектов. Было познавательно узнать о том, что входит в обязанности тьютора, в течении какого периода они работают.

Спасибо большое руководству FIBBA и администрации Университета города Оснабрюк за насыщенную, интересную, а самое главное актуальную программу! Темы всех докладов и круглых столов дали возможность обсудить многие нюансы работы в сфере оценки качества образования!
Рокина Елена, Студентка Электроэнергетического факультета, 1 курс группа ЭП-11, Рокина Анастасия, Студентка Электроэнергетического факультета, 3 курс группа ЭЭ-31
Поездка в Германию – это наше первое далекое путешествие в Европу. Основная цель визита была связана с привлечением студентов к процедурам гарантии качества высшего образования. Нам было важно познакомиться с тем, как же проходит аккредитация в Германии и какое участие в этом принимают непосредственно сами студенты.

За все время мы посетили два города Бонн и Оснабрюк. В первом мы встретились с представителями Международного агентства по аккредитации качества высшего образования – FIBAA. Они подробно рассказали, как часто и как именно проводят процедуру аккредитации, обменялись опытом работы, в ходе которой нашли много общего, но в то же время отличительных особенностей. Во втором же городе мы посетили один из университетов, где нам показали и рассказали о том, как проходит обучение студентов и каким образом студенты участвуют во внутренней гарантии качества образовательной программы.

Мы получили огромное количество положительных эмоций, интересных знакомств, а самое главное новые знания и опыт.
Шарапова Татьяна, студентка факультета иностранных языков, 2 курс группа ИЯ-21
Чуть меньше недели назад мы прилетели из Германии, где приняли участие в круглых столах «Европейский опыт привлечения студентов к процедурам гарантии качества высшего образования». Все заседания были действительно познавательными, особенно для нас, студентов.

Мы познакомились с процессом аккредитации в Германии и Европе, изучили и проработали вместе с экспертами основные моменты в оценке качества образования с участием студентов. Мне кажется, что внедрение студентов в такой процесс является очень нужным решением.

Каждый день мы усердно работали и узнавали что-то новое, совершенствовали свои знания в данной сфере.

В Бонне прошла основная часть форума, где мы познакомились с организацией FIBAA. Там нам рассказали главную информацию о процессе аккредитации.

В Оснабрюке, во втором городе, нам более детально рассказали о роли студентов в оценке качества образования в вузе. Мы высказывали своё мнение и задавали интересующие нас вопросы.

Я очень благодарна организаторам мероприятия за такую возможность и такой шанс поучаствовать в этом форуме.
Сафин Артур, студент Института экономики управления и финансов, 2 курс группа ММ-21
С 21 по 26 января мы с делегацией из МарГУ, Росаккредагентства и Российского союза молодежи отправились в Германию для участия в круглых столах «Европейский опыт привлечения студентов к процедурам гарантии качества высшего образования». Мы узнали много нового, например, как проходит аккредитация вузов в Европе, Германии. Насколько активно студенты вузов принимают в этом участие. Узнали критерии оценки вуза, для получения аккредитации. Первая часть проходила в городе Бонн. После мы поехали в город Оснабрюк, посетили Вуз города, обсудили воздействие студентов на оценку качества образования внутри вуза, узнали систему работы Университета города Оснабрюк, на одном из факультетов (Факультет бизнес-управления и социальных наук Университета прикладных наук, число обучающихся которого более 4000 студентов). На каждом факультете этого вуза есть центр помощи студентам, куда можно обратиться, как в деканат. Были обсуждены и раскрыты некоторые аспекты обеспечения качества образования в Германии.

Мы получили много знаний о качестве образования, участия в нем студентов. Хотел бы выразить огромную благодарность участникам проекта, и организаторам мероприятия.